Турция 2010-2020: не в цифрах счастье

В статье расскажем об интересном и поучительном опыте социально-экономического развития Турции
Несмотря на то, что начало XXI века ознаменовалось для Турции серьезной проблемой в виде финансового кризиса, правильно выстроенная политика Партии Справедливости и Развития, которая пришла к власти и начала свою активную деятельность в 2002 году, способствовала не только выходу из него, но и позволила привлекать иностранных инвесторов с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Следующие десять лет, начиная с 2010 года, оказались не такими плодотворными: экономический рост уступил место структурному замедлению, Турции не удалось вырваться из «ловушки среднего уровня развития», при этом руководство страны не стало отчаиваться, начав развитие других направлений. В нашей статье расскажем об интересном и поучительном опыте социально-экономического развития Турции.

Динамика ВВП и курса национальной валюты

Стартовав со «счастливой» отметки в $777 млрд, ВВП Турции за минувшее десятилетие описал дугу и к 2020 году едва превысил $720 млрд. До середины 2010-х гг. турецкая экономика продолжала двигаться вверх «по инерции», приблизившись к триллиону долларов валового продукта. Далее мы могли наблюдать череду сложных событий — структурный кризис в экономике страны, 2015 год, ознаменовавшийся конфликтом с Россией, 2016 год — неудачная попытка госпереворота: все это в результате привело к снижению притока средств извне, охлаждению потребительского рынка и снижению темпов роста. Попытки восстановления после кризиса были развенчаны пандемией COVID-19. Впоследствии экономика страны завершила десятилетие на уровне даже ниже стартового.

За весь этот период курс лиры снижался все больше и больше. В России каждый человек часто вспоминает беззаботные годы, когда курс рубля к доллару был в отметку 30, снизившись в наше время в 12 раз, начиная с 1998 года. Ситуация же с турецкой лирой оказалась еще куда сложнее: курс упал практически в 30 раз, только за 2010-2020 гг. в 5 раз.
Изменения подушевого ВВП во многом определяются общей макроэкономической динамикой, поэтому по данному показателю также наблюдается снижение. За рассматриваемый период ВВП на душу населения сократился с $10,7 тыс. до $8,5 тыс., что, тем не менее, не помешало Турции сохранить позицию среди стран с подушевым доходом выше среднего по классификации Всемирного Банка

Рост товарооборота

Нельзя не уделить внимание и высокой степени открытости турецкой экономики, о чем свидетельствует растущий товарооборот. К 2020 году объем внешней торговли достиг $389,1 млрд., что сопоставимо с половиной турецкого ВВП. Главной экспортной отраслью является производство транспортных средств, спросом на мировом рынке пользуется также бытовая техника турецкого производства, одежда и обувь, свежие овощи и фрукты. Однако удельный вес высокотехнологичной продукции в экспорте в последние годы составляет около 2,5%, что ставит вопрос о необходимости структурной перестройки турецкой обрабатывающей промышленности. Для этого правительство активно применяет различные инструменты привлечения иностранных инвесторов, развивает специальные экономические зоны и технопарки.

Научные разработки и цифровизация

Если говорить о географическом положении и природно-климатических условиях, то здесь есть все для благоприятного развития практически всех видов альтернативной энергетики. Так, наибольшим потенциалом обладает гидроэнергетика, ключевое место занимают электростанции – солнечные, геотермальные, ветряные и приливные. Благодаря этому, доля возобновляемой энергии в общей структуре производства многократно выросла (с 1,9% в 2010 г. до 17,6% на конец периода).

Турции за рассматриваемый период удалось на треть увеличить удельный вес расходов на НИОКР в ВВП. При этом частный сектор обеспечил большую половину расходов на перспективные разработки. В промышленном секторе проекты в основном направлены на разработку и внедрение инновационных практик и повышение конкурентоспособности предприятия. Тем не менее, текущего уровня расходов на НИОКР (1,03% ВВП) явно недостаточно для обеспечения структурной перестройки промышленности и увеличения производства средне- и высокотехнологичной продукции.

Цифровизация экономики была определена в роли одного из приоритетов национальной стратегии развития страны на второе десятилетие XXI в. Несмотря на нехватку технологий, что мешает стране идти «в ногу» с наиболее продвинутыми IT-решениями, Турции удалось довести долю цифровой экономики до 6,5% ВВП к 2020 г.

Социальные показатели

Турции удалось за последние 20 лет добиться заметных в мировом масштабе успехов на пути искоренения нищеты. Этому способствовала социальная политика Партии Справедливости и Развития, благодаря чему сократилось количество бедных, малоимущих граждан, а также произошло совершенствование системы социального обеспечения, в рамках чего выплачивается помощь бедным слоям населения в виде продовольствия, топлива и выдаются субсидии на здравоохранение и образование. Уровень 2020 года позволяет утверждать, что цель по искоренению крайней бедности во многом была успешно достигнута.

Несмотря на это, проблема неравенства в распределении доходов по-прежнему сохраняет актуальность. Доказательством тому является увеличение числа долларовых миллионеров. За десять лет их стало в три раза больше: 114 тыс. в 2020 г. против 37 тыс. на начало рассматриваемого периода.



Подводя общие итоги, следует в первую очередь отметить, что сухие цифры ВВП не отражают качественных изменений, происходящих в социально-экономической сфере. Уже сейчас Турция является крупнейшим государством региона, а завершив переход к производству высокотехнологичной продукции, страна сможет осуществить стремительный рывок в развитии.

О РАСПП

Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей – общественная организация, реализующая государственные программы взаимодействия, направленные на укрепление сотрудничества общественных и предпринимательских объединений России и стран Азии.

Одной из важнейших задач РАСПП является содействие бизнес-сообществу России и Азии в развитии и укреплении многосторонних отношений, а также привлечение инвестиций в Российскую Федерацию. За 10 лет работы РАСПП привлек свыше $800 млрд прямых иностранных инвестиций в РФ, увеличил товарооборот более, чем на $1 млрд.

РАСПП специализируется на решениях для бизнеса в сфере импорта, экспорта, привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в странах Азии, а также организует деловые мероприятия и деловые миссии по данным направлениям, в том числе РАСПП оказывает содействие и помогает бесплатно найти промышленное оборудование в КНР.

Преимущества:
  • более 10 лет опыта;
  • русскоязычные специалисты в Китае;
  • организация поставок под ключ

Для получения консультации вы можете направить запрос по почте business@raspp.ru или по телефону +7-963-963-8363. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель Департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП.

1 – 3 ноября 2021 года производители потребительских товаров представят свои новинки на Международной выставке International Commodity Fair.