Как жилось российскому e-commerce в 2020 году?

Исследование сервиса Яндекс.Маркет Аналитика
Эксперты сервиса Яндекс.Маркет Аналитика, одной из ведущих IT компаний России, рассказали о том, как прошел 2020 год для интернет-магазинов РФ.

Падение и рост

С началом изоляции российский рынок электронной коммерции показал значительный рост – после небольшого падения на 4% в феврале мартовские показатели резко выросли и достигли порядка 125%. Подобный уровень сохранился вплоть до первой половины лета: в мае динамика оборота e-commerce составила 130% к показателям января 2020г.
Следуя динамике снижения ограничительных мер, в летний период обороты электронной торговли несколько сократились, но не на столько, чтобы «упасть» до начальных показателей нулевой отметки и к сентябрю составили 120%. После чего вновь введённые ограничения дали второе дыхание бизнесменам интернет-торговли и подбросили показатели e-commerce до рекордных 177% к концу года.

Что покупали на изоляции?

Из-за ограничений пандемии поменялась и покупательская корзина.

С началом изоляций россияне стали больше внимания уделять продуктам долгого хранения, лидерами среди которых стали макароны и гречка, а переход на удалённый формат работы заставил компании обеспечить своих сотрудников необходимой оргтехникой – ноутбуками и веб-камерами.

Другими рекордсменами стали товары для ремонта. По статистике запросов в браузере и онлайн-заказов россияне решили заняться ремонтом ванных комнат.

Кроме того, удаленка повлияла на рост спроса и оборота в категории спортивных товаров.
По итогам прошлого года мы увидели, что российский e-commerce по отношению к 2019-му в деньгах вырос примерно на 44%, в пользователях — на 63% и почти удвоился в штуках заказанных товаров. На такие результаты сильно повлиял режим самоизоляции, когда россияне через интернет покупали товары повседневного спроса.
— Илья Зинченко, руководитель сервиса Яндекс.Маркет Аналитика
Динамика общей картины по количеству покупателей в интернете схожа с динамикой оборота, данные по которой мы упоминали ранее. Так, начав год с 6,7 миллиона россиян, покупавших товары в январе, российский сегмент интернет-коммерции закончил год с 10,3 миллионами покупателей в декабре.

И, конечно, Черная пятница

Традиционно одним из наиболее продуктивных дней для представителей интернет-торговли является «Чёрная пятница», которая в 2020 году выпала на 27 ноября. Скидки продолжились и в выходные дни – так, за период 27-29 ноября только на покупку мобильных телефонов россияне потратили в интернет-магазинах более миллиарда рублей. Всего за эти три дня в 2020 году, по оценке Яндекс.Маркет Аналитики, в российских интернет-магазинах пользователи заказали 3,5 миллиона товаров, причем многие откладывают покупку техники и электроники именно на этот день.
1 – 3 ноября 2021 года производители потребительских товаров представят свои новинки на Международной выставке International Commodity Fair.