Индия 2010-2020: попытка вырваться из Колеса Сансары

Траектория экономического развития страны на протяжении последних 10 лет. Может ли Индия составить конкуренцию Китаю?
В предыдущей статье мы уже освещали историю успеха Китая, которому удалось совершить настоящее чудо и стать лидером мировой торговли всего за 10 лет. Но, по мнению экспертов, не только Китай обладает огромным потенциалом для экономического прорыва. Многие из них видят в Индии потенциального конкурента для Китая и США. Многочисленное население Индии, внушительная территория и благоприятный климат дают стране неоспоримые преимущества, те же, что и Китаю. Глобальная разница между странами заключается в социальном и культурном аспектах жизни. И сегодня мы хотим проследить как менялась Индия на протяжении последних 10 лет.

Рост ВВП Индии

Уже в 2010, благодаря высокому внутреннему спросу, стимулировавшему рост производства, Индия крайне быстро оправилась от финансового кризиса. А в 2014 началась глобальная программа «Делай в Индии», целью которой была стимуляция развития экономики через увеличение внутреннего производства и реализацию плана по росту вклада обрабатывающей отрасли в ВВП до 25 % за 10 лет. В целом же, за последние 10 лет ВВП Индии вырос более чем на 1 трлн долларов и достиг показателя в 2,7 трлн долларов.

Не менее важным показателем является и рост ВВП на душу населения, который в 2020 году составил $2191, что все ещё значительно ниже среднего показателя в мире, составляющего $10000. Но можно с уверенностью говорить, что увеличение показателя почти на 40 % является индикатором позитивных изменений в уровне жизни населения.

Продвижение индийского экспорта

За стартом проекта «Делай в Индии» последовало активное развитие производства на экспорт. Желаю последовать примеру Китая, Индия стремилась освоить все больше сектора глобального рынка и постепенно перейти от производство огромного количества низкокачественных товаров к повышению доверия к немногочисленным брендам, способным гарантировать достойное качество и поднять ценность маркировки «Made in India».

Вместе с проектом «Делай в Индии» началось активное продвижение индийского экспорта, так как повторить успех Китая можно только увеличив свое присутствие на глобальном рынке и совершить качественный переход от большого количества дешевых некачественных товаров, к меньшему числу брендов, которые будут обеспечивать высокий уровень доверия к товарам «Made in India». И благодаря огромным объемам производства фармацевтических препаратов на территории Индии в условиях пандемии страна стала базой для производства вакцин для многих стран, что увеличило объем внешней торговли почти вполовину является индикатором огромного нереализованного потенциала.

Ограничения и проблемы

Одним из серьезных препятствий для Индии становится экологические ограничения, связанные с высокой долей обрабатывающей промышленности в стране, но и в этой сфере есть положительные тенденции развития и перехода на возобновляемые источники энергии, а именно увеличение доли использования электроэнергии на 6%.

Ситуация в отношении развития технологий на данный момент более спорная, чем в остальных сферах развития. Из-за ограниченности материальных ресурсов НИОКР в Индии получает недостаточное количество финансовой поддержки, так как ресурсы направлены в промышленность и на урегулирование социально экономических проблем. Другой негативной тенденцией является большое количество работ, не обладающих научной ценностью и обязанных своему появлению только возможностью оплаты их публикации. Индийское правительство делает всё возможное для очистки рынка исследовательских работ, но ситуация все ещё далека от желаемой.
В отношении цифровизации Индия сделала огромные успехи за последние 10 лет: объем цифровой экономики в стране удвоился, и сейчас её доля в составляет 3,1%. Страна может похвастаться впечатляющим количеством разработок ПО и высококвалифицированными кадрами IT-индустрии. Таких показателей Индия добилась несмотря на тяжелые условия проживания сельского населения, далёкие от современных стандартов.

Серьезные опасения вызывает проблема социального неравенства, так как более 23% жителей находится за чертой бедности, в то время как количество долларовых миллионеров в стране значительно возрастает: за последние 10 лет оно выросло более чем на полмиллиона, уровень бедности же сократился лишь менее чем на 6%. Учитывая угрозы пандемии, ситуация, вероятно, лишь ухудшится.

Таким образом, мы видим, что именно социальные проблемы, решение которых требует огромных вложений, мешают Индии составить конкуренцию Китаю в ближайшие несколько лет. Безусловно, мы можем говорить о потенциале страны, об активном развитии внутреннего производства и укреплений на глобальном рынке, но существующие барьеры не дают Индии вступить в число лидеров.

О РАСПП

Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей – общественная организация, реализующая государственные программы взаимодействия, направленные на укрепление сотрудничества общественных и предпринимательских объединений России и стран Азии.

Одной из важнейших задач РАСПП является содействие бизнес-сообществу России и Азии в развитии и укреплении многосторонних отношений, а также привлечение инвестиций в Российскую Федерацию. За 10 лет работы РАСПП привлек свыше $800 млрд прямых иностранных инвестиций в РФ, увеличил товарооборот более, чем на $1 млрд.

РАСПП специализируется на решениях для бизнеса в сфере импорта, экспорта, привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в странах Азии, а также организует деловые мероприятия и деловые миссии по данным направлениям, в том числе РАСПП оказывает содействие и помогает бесплатно найти промышленное оборудование в КНР.

Преимущества:
  • более 10 лет опыта;
  • русскоязычные специалисты в Китае;
  • организация поставок под ключ

Для получения консультации вы можете направить запрос по почте business@raspp.ru или по телефону +7-963-963-8363. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель Департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП.

1 – 3 ноября 2021 года производители потребительских товаров представят свои новинки на Международной выставке International Commodity Fair.