От имитации к инновациям: как Китай становится технологической сверхдержавой

В начале 2000-х Чжунгуаньцунь, китайская Кремниевая долина в северо-западной части Пекина, была огромным рынком бытовой техники и электроники. В нескольких высотных зданиях продавалось все: от видеокамер, телевизоров и DVD-плееров до тостеров, танцующих Санта-Клаусов и неоновых фаллоимитаторов. Там была и продукция известных мировых брендов, но большая часть товаров была подделкой с похожими названиями. Почти все было произведено в Китае, но не изобретено. Из-за этого в западном сознании укоренился образ Китая, способного только имитировать разработки развитых стран. Однако в некоторых технологических отраслях ситуация уже кардинально изменилась.
Несколько лет назад руководство КНР решило, что Китай должен заявить о себе не как о мировой фабрике, а как о стране, где разрабатываются новые технологии и продукты. Одним указом создать инновации нельзя, но можно стимулировать их появление, предоставляя различные льготы и регулируя арендные платежи. Постепенно магазины дешевой электроники в Чжунгуаньцуне закрылись, а на их место пришли технологические стартапы, инвесторы и патентные поверенные. В зданиях до сих пор остались офисы без ремонта со старыми принтерами и бежевыми клавиатурами. Но их наличие только подтверждает, что Китай меняется очень быстро.

В Китае чековые книжки и банковские карты даже не успели стать мейнстримом, как все привыкли расплачиваться с помощью смартфона. В 2016 году китайский рынок мобильных платежей в 50 раз превосходил американский. Тротуары китайских мегаполисов наводнены миллионами ярко-оранжевых и желтых велосипедов общего пользования, которыми можно пользоваться после сканирования QR-кода камерой смартфона и оплаты с помощью платежных систем Alipay или WeChat-кошелек.

Изменения в Китае происходят настолько стремительно, что кажется новые социальные явления и крупные технологические компании возникают в одночасье. Ведущие байкшеринговые стартапы Ofo и Mobike были основаны в 2014 и 2015 годах соответственно. Компании привлекли внушительные объемы венчурного капитала, и теперь каждая из них оценивается в $3 млрд. Кроме них есть еще 20 частных компаний Китая, достигших статуса единорогов (капитализация выше $1 млрд) в 2017 году.

Китай сегодня занимает вторую строчку после США по количеству компаний-единорогов. На данный момент три из пяти самых дорогих частных компаний в мире являются китайскими: сервис заказа такси Didi Chuxing, производитель электроники Xiaomi и интернет-платформа Meituan Dianping.

Кто-то скажет, что китайские интернет-гиганты Baidu, Alibaba и Tencent, которых сокращенно называют «BAT», были созданы как клоны американских Google и eBay. Но с момента своего появления они претерпели существенные изменения. Например, мессенджер WeChat от Tencent теперь объединяет функции Facebook, WhatsApp, Tinder, PayPal и Slack. Примерно 80% китайских пользователей интернета имеют на своем смартфоне WeChat и проводят в приложении в среднем час каждый день.
Иностранцы, занимающиеся бизнесом с Китаем, часто заводят два смартфона. На одном установливают приложения «западного мира»: Uber, Facebook и Google, а на втором китайские Didi, WeChat, Taobao и Baidu. Киберпространство Китая — это автономная экосистема, потому что большинство интернет-пользователей за пределами страны не используют продукты компаний тройки BAT. В то же время, если речь идет не об интернете, многие покупатели на Западе используют продукты китайских технологий, даже не зная об этом.

Самый яркий пример — стартап из Шэньчжэня DJI. Эта компания создала совершенно новую категорию потребительских дронов, включая популярные серии Phantom и Mavic. DJI оценивается сегодня в $10 млрд, что сопоставимо со стоимостью американской компании Dropbox, предоставляющей услуги облачного хранилища файлов. DJI контролирует 3/4 мирового рынка потребительских дронов, а 80% продаж компании осуществляется за пределами Китая. Дроны DJI продаются в более чем 400 официальных магазинах Apple по всему миру. Сейчас компания работает над разработкой дронов для промышленного применения в кинематографии, сельском хозяйстве и поисково-спасательных операциях.
Если запланируете целый год ездить по Китаю, то каждую неделю сможете посещать технологические конференции и саммиты по финтеху, технологиям в здравоохранении, виртуальной реальности, искусственному интеллекту и многому другому. Китайские разработчики и инвесторы уверены, что наступает новая эра, в которой для взаимодействия с электронными устройствами людям будет достаточно голосовых команд. Поэтому особое внимание уделяется технологиям распознавания речи и движений.

Китайские компании уже используют огромные массивы данных от интернет-пользователей. По словам главы группы речевых технологий в Baidu Гао Ляна, объем голосового трафика в мобильных поисковых системах удваивается каждый год с 2015 года. Все эти данные позволяют улучшать алгоритмы искусственного интеллекта. Сейчас команда Гао работает над распознаванием команд различной громкости на расстоянии от трех до пяти метров. Он предполагает, что банкоматы и билетные автоматы в метро рано или поздно будут активироваться голосом.

В сфере разработки робототехники Китай имеет одно неоспоримое преимущество: близость к цепочке поставок, а, следовательно, возможность быстрого создания прототипов. Таким образом, китайские разработчики выигрывают от эффективного соединения технологий искусственного интеллекта с программным обеспечением и оборудованием.

Группа исследователей из Гонконгского университета науки и технологии под руководством профессора компьютерных наук Цян Яна сотрудничает с платформой WeChat, в распоряжении которой данные одного миллиарда пользователей. Исследователи и разработчики в компаниях Пекина и Шэньчжэня все чаще определяют темпы развития технологий. Китайские интернет-гиганты теперь имеют огромные запасы данных, чтобы оттачивать технологии искусственного интеллекта и первыми разрабатывать новые функции.

В Китае такие развивающие отрасли, как искусственный интеллект, получают поддержку правительства, а конкурентоспособная заработная плата помогает переманивать лучших специалистов из западных компаний-соперников. В 2017 году бывший исполнительный директор Microsoft Ци Лу присоединился к Baidu, чтобы возглавить направление искусственного интеллекта. Иногда китайские технологические фирмы просто покупают компании иностранных конкурентов. Например, в марте 2017 года китайская Midea Group поглотила немецкого производителя роботов KUKA AG.
Основатель и исполнительный директор венчурной кампании Sinovation Ventures Ли Кайфу — один из самых известных арендаторов в Чжунгуаньцуне. Его компания инвестирует в самые многообещающие технологические стартапы. Сам Ли в 1980-х был аспирантом американского университета Карнеги-Меллона. Ли начал заниматься проблемами распознавания речи еще до того, как мировые технологические гиганты провозгласили, что будущее за искусственным интеллектом. Потом Ли занимал должность главного научного сотрудника Apple Computer, работал в китайских подразделениях Microsoft, а затем Google. В 2009 году он запустил собственную венчурную компанию, чтобы помогать новому поколению китайских предпринимателей, занимающихся искусственным интеллектом. Ли мог бы работать в любой точке планеты, но он видит наибольшие перспективы в Китае: «Предприниматели здесь очень быстро развиваются, хотят пробовать новое, а это ведет к коммерциализации научных исследований».

По мнению Ли, новые технологии взаимодействия человека и «умных» машин в сочетании с легкостью использования мобильных платежей и вездесущими датчиками и камерами будут постепенно размывать границу между онлайн и офлайн-мирами. И случится это в первую очередь именно в Китае

Источник: ЕКД